Литература как зеркало человеческой души.«Меж поросших изумрудной травой берегов лежит прозрачное озеро. В его глубинах проплывают стаи серебристых рыб, а на дне смотрит бесконечный сон ушедший в незапамятные времена под воду храм. Ветер гонит в вышине облака, ночь бросает в глубины звезды, закаты и рассветы заливают озерную чашу то золотом, то кровью. Под облаками парят птицы, проносятся над самой водой стрекозы. Они смотрят вниз и видят второе небо и тень своего полета, а из хрустальных глубин проступают смутные очертания статуй и колонн. Меж ними снуют стайки рыб, небесные летуньи принимают водных жительниц за кружащих под озерными облаками птичек. Так было, так есть и так будет, но порой смотрят в озеро иные глаза.
читать дальшеОднажды на берег вышел боров. Он сбежал от пьяного крестьянина, плохо затянувшего мешок, проломился сквозь кустарник и узрел в водном зеркале себя.
– Так я и думал! – недовольно прохрюкал он. – Хлев, только сырой и негодный. Сразу видно, что живет в нем препротивнейший хряк. Он хочет сожрать все отруби и заполучить всех свиней. Я вижу его насквозь! Только не выйдет у него ничего! Салом заплыл, щетина редкая – ни одна свинья на такого не позарится, а уж спеси! Знаю я таких, и хлев этот знаю, и кучи навоза, что в нем скопились…
И долго так он говорил, думая, что его слушают, а потом явился хозяин с мешком и двумя помощниками. Борова увезли туда, где он встретил приличествующую ему судьбу, а озеро осталось. По-прежнему над ним пролетают птицы и проплывают облака, а кучка навоза на берегу… Спустя какое-то время исчезла и она. Весной там, где говорил о наболевшем боров, расцвел ирис и посмотрел в воду. Увидел стройный золотистый цветок и нежную пронизанную солнцем зелень.
– Как прекрасно озеро и тот, кто в нем живет, – сказал он, не зная, что смотрит в том числе и на себя…»
Мораль: "Видящих в чужих озерах собственный навоз встретить легко. Куда меньше тех, кто умудряется разглядеть в луже цветущий сад.".
(Вера Камша, «Отблески Этерны)
Именно притча об озере и глядящихся в него вспоминается мне каждый раз, когда я становлюсь свидетелем дебатов о литературе и духовности, о том, чему учит книга и учит ли именно книга или те, кто читают ее и говорят о ней.
Статья «Аффтар жжот!» предлагает публике взгляд традиционной школы на нововведения в школьной программе. ()
Зло ли сетевая литература и соприкосновение школьной программы с ней? Предполагаю, что литература – то же озеро. Из каждой книги человек воспринимает то, что созвучно именно его душе, таким образом, сказанное читателем говорит не только о книге, авторе и героях, но и о нем самом. Вспомним, Библия – священная книга, которая учит людей верить, любить, прощать. Но ведь инквизиторы, по приказу которых на кострах были сожжены тысячи ни в чем не повинных людей, искренне верили, что действуют во благо ценностей, защищаемых в этой книге.
Используя библейскую же аллегорию, можно сказать, что слово – это зерно. На какую почву оно упадет, так и сложится его судьба. И виновато ли зерно или его сеятель, если почва камениста или болотиста?
Автор статьи утверждает, что «фанфикшном интересуются преимущественно взрослые люди, студенты. И пишут они отнюдь не о детских вещах. Конечно, среди фанфиков попадаются пристойные и интересные тексты. Но их не так уж и много».
Не так уж и много? За годы существования фанфикшена создано значительное количество произведений, написанных грамотно, со знанием источников и с сюжетами, интересными читателям самых разных возрастов. Причем произведения эти не выходят за рамки пристойности.
Перечислим хотя бы некоторых авторов.
Фанфики по миру «Гарри Поттера»:
www.hogwartsnet.ru/mfanf/member.php?l=0&id=9720 – Ассиди
www.hogwartsnet.ru/mfanf/member.php?l=0&id=2837... – Пайсано
www.snapetales.com/index.php?auth_id=2503 – Мариус
Фанфики по миру «Отблесков Этерны»
www.snapetales.com/index.php?auth_id=1386 – Кьянти
www.snapetales.com/index.php?auth_id=777 – Джайа
К тому же, развитие подобной литературы не стоит на месте. Новые авторы учатся у более опытных писателей. Увлекающиеся фэнтези или фильмами люди пишут статьи о понравившихся произведениях, исследуют проблемы перевода исходного произведения или фан-творчества на иностранных языках на русский/украинский язык.
Приведем примеры изображения авторами внутреннего мира персонажей, раскрытия чувств, неоднозначности событий:
«Но императору только двадцать пять лет. Минц моргает и неожиданно (с большим удивлением) понимает, что где-нибудь на Изерлоне спокойно считал бы парня на пять лет старше своим ровесником. Ровесником – который, может, и правда потерял недавно кого-то важного. Он ведь видел таких парней в лазарете несколько раз, бледных и вроде бы улыбающихся, но с какой-то трещиной там, внутри. Парни его возраста или чуть постарше. Попадались, должно быть, и младшие, просто сейчас Минц не может вспомнить. Тогда он бы посочувствовал каждому, если б смог.
Он действительно потерял больше, чем близкого. Минц даже слова подобрать толком не может, чтобы объяснить, чем для него был Адмирал». (фанфик «Что бывает», исходное произведение – «Легенда о Героях Галактики» Ёсики Танаки). Автор пишет о чувствах молодого командира армии, после перемирия разговаривающего с уже умирающим от смертельной болезни главнокомандующим вражеских сил.
«Нам уже шестнадцать. Чудесный возраст, да?
А Норико видит наших друзей. Наших мертвых друзей. Они не призраки, не полупрозрачные, а как будто живые. Некоторые улыбаются, некоторые плачут. Кто-то в крови. Но Накагава видит их, а я нет. Хотя нет... я тоже вижу. Мельком, будто пробежал кто-то мимо. Когда идешь по большому городу, стараясь не смотреть людям в глаза, не видишь прохожих. Сталкиваешься, извиняешься - не глядя. А ей они словно в глаза лезут.» (фанфик по книге «Королевская битва» Косюна Таками). Здесь в центре внимания автора – чувства подростков, ставших жертвами кровавых игр антиутопического тоталитарного государства.
Конечно, фикрайтеры касаются и неоднозначных тем, и мыслей или чувств, о которых не все считают нужным и допустимым говорить. Но ведь и в жизни бывают не только радости. То, с чем подрастающее поколение сталкивается в реальности, иногда намного страшнее любой литературы, будь то публикуемой издательствами или в интернете.
"Сегодня число детей с расстройствами психики, живущих в каких-то своих, выдуманных мирах, в "виртуальной реальности", катастрофически растет. Представьте, какая трагедия для родителей — с утра и до ночи видеть фатально пустые глаза родных детей. Конечно, таким тенденциям способствуют многие факторы и, не в последнюю очередь, компьютерные игры и Интернет. И, казалось бы, кому, как не учителям, следует противостоять этой губительной тенденции?".
На это хотелось бы ответить, что фатальная пустота в глазах возникает прежде всего у тех детей (и взрослых), которые не читают ничего и не интересуются ничем как таковым. Заметим, никто не призывает детей или родителей проводить свое время только в Интернете. Да и страдающих интернет-зависимостью среди авторов фанфикшена нет. Знакомясь с блогами авторов фанфиков, можно заметить, что эти люди живут полноценной жизнью – общаются с друзьями, увлекаются рукоделием, фотографией, рисованием, спортом и т.д. Для них Сеть – не самоцель, а средство поделиться своими интересами и своим опытом с другими людьми, найти единомышленников.
Допустим, нововведения в программе, вопросы о том, какие произведения и как изучать – проблема далеко не однозначная и заслуживающая обсуждений. Но современный человек должен быть открыт всему разнообразию литературы, уметь видеть духовность во всем, что его окружает, и в озере художественных произведений видеть всё-таки прекрасный лес.
@темы:
Мои статьи,
Общество,
Размышления